|
|
Жостово.
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде
подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской
области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские
по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского
расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых
лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок,
портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".
В 1830 г. производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось. Появились
первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные
подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских
Троицкой волости.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный
рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались
и все необходимые для производства материалы.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских
мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной
обобщен-ностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных
туесах, прялках и т. п.
В 1922 г. в деревне Новосильцево возникла "Новосильцевская трудовая
артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостове организовались
"Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно
в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены
в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне Жостово.
1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского
искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили
к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное
направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных
и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики
местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники
Жостово понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества,
сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся
и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет
и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих
мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и
за рубежом.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными
декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело
статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме. Это не
означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех
сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной
коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские
манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом,
достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием
мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров.
К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных
видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку"
мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают
молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, открывает
пути дальнейшей жизни промысла.
|