|
|
Железная дорога.
С 18 числа августа открывается ежедневное движение от
Москвы до Сергеева Посада, на первое время по два раза в день. Впрочем, в случае
большого стечения желающих ехать, через три четверти часа после обыкновенных поездов
могут быть отправлены случайные поезда. Часы отъезда: из Москвы в 7 ч утра и в 1
ч пополудни. Из Сергиева Посада: в 10 ч утра и в 6 ч вечера. Цены местам I кл.,
II кл. и III кл. до Сергиева Посада - 2 р., 1 р. 50 к. и 80 к. Правление Московско-Ярославской
железной дороги извещает господ акционеров, что в субботу, 18 августа, в 11 ч. утра
будет освящение дороги и станции.
Объявление в газете. 17 августа 1862 года.
Идея строительства железнодорожного пути из Москвы в Ярославль через Троице-Сергиевский
посад была высказана профессором Московского университета Федором Васильевичем Чижовым.
Разносторонне одаренный человек-журналист, писатель, искусствовед, инженер, физик,
финансист, предприниматель, благотворитель - Чижов был инициатором создания в Москве
Купеческого общества взаимного кредита, издателем «Вестника промышленности». Он
верил, что путь возвышения России возможен только при развитии технического прогресса
в русской глубинке, в немалой степени при по мощи отечественной промышленности и
коммерции. Идея строительства магистрали, опираясь на русские капиталы и по мощь
русских специалистов, была под креплена достоверным экономическим обоснованием.
Проектом заинтересовались московские деловые круги. Особое участие в организации
дела приняли предприниматель, выходец из Костромы В.А. Кокороев и И.Ф. Мамонтов,
отец знаменитого мецената Саввы Мамонтова. Расчетливый московский купец Мамонтов
частенько сам сиживал у Крестовской заставы, где начинался знаменитый Троицкий путь,
проверяя официальные подсчеты. За год около 500 тысяч человек проходили паломническим
путем до Лавры. И еще более 150 тысяч человек проезжало в каретах, дилижансах и
телегах, а клади перевозилось до 4 миллионов пудов. Статистика была многообещающей,
сулящей немалые прибыли.
Фотооткрытка.
Акционерное общество Московско-Ярославской железной дороги стало первым
в России частным предприятием для строительства железной дороги без участия иностранного
капитала. 29 мая 1859 года был опубликован устав Общества, председателем его стал
Ф.В. Чижов. В следующем году было начато грандиозное строительство одноколейного
пути с возведением мостов и путепроводов на всем протяжении в 65 верст. Пробная
поездка по новопостроенной линии была совершена 22 июля 1862 года. Инженеры во главе
с директором-учредителем полковником М. Богомольцем совершили инспекцию пути. Поезд,
вышедший из Москвы, состоял из паровоза с тендером и платформой, на которой установлена
была палатка. Через несколько дней дорогу инспектировали директора компании. На
конечной станции отслужили молебен. Официальная комиссия освидетельствовала Ярославскую
дорогу и заключила, что «рельсовый путь» хорош, мосты прочны. Водоснабжение обеспечено.
Телеграф в действии, станционные дома удовлетворительны для приема пассажиров...»
Вскоре были подписаны все необходимые документы и получено разрешение на эксплуатацию
дороги. В газетах разместили сообщение о ее открытии. Торжественное мероприятие
прошло 18 августа 1862 года. 31 августа по вновь открытому пути до Троицы проехал
митрополит Московский и Коломенский Филарет, тем самым показав пример многим тысячам
богомольцев, традиционно ходивших до Троицы пешком.
Первоначально поезда выходили в 7 утра и 10 вечера из Москвы
и отправлялись в обратный путь в 10 утра и в 6 вечера. Для нужд железной дороги
было закуплено 8 паровозов фирмы «Борзинг» и пассажирские вагоны известных немецких
фирм. Но уже в 1896 году специально для Московско-Ярославско-Архангель-ской дороги
на Невском заводе были выпущены пассажирские паровозы типа 1-3-0, серии «А», с 1912
года выпускались паровозы специальной серии «Я». Из 150 таких паровозов 43 эксплуатировались
на Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. Дорога оставалась одноколейной
до 1870 года.
Путь от Москвы на север по железной дороге начинался, как и теперь,
от Ярославского вокзала, первое здание которого было построено в соответствии с
регламентом в одну линию с соседним Николаевским вокзалом (ныне Ленинградским).
Скромное здание с залами для пассажиров I и II классов спроектировал архитектор
Роман Иванович Кузьмин, его помощником был С.Л. Шустов. Возведение вокзала, строившегося
с 1859 по 1862 годы, завершило постройку первого участка железной дороги до Троицы.
Спустя несколько лет возросший поток пассажиров потребовал значительных изменений.
19 декабря 1904 года было совершено освящение «заново перестроенного и значительно
расширенного здания Московского вокзала Московско-Ярославско-Архангельской железной
дороги». Новое сооружение по объему более чем в три раза превышало прежнее, его
архитектором был знаменитый зодчий Федор Осипович Шехтель. Роскошная постройка в
стиле «модерн» была украшена
Билет.
панно художника Константина Коровина, первоначально написанными для павильона «Север»
на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Они изображали быт далекого
севера: лодки поморов и охоту на моржей, северное сияние и оленьи упряжки. В 1907
году вокзал получил название «Северного» вместе с переименованием железнодорожной
сети в Северные железные дороги.
Еще недавно здесь, на окраине Москвы, проходили народные гулянья и
военные маневры, начинались дачные места, но уже в конце XIX века располагались
железнодорожные мастерские, товарная станция Московско-Ярославской желез¬ной дороги.
Каланчевская площадь с тремя вокзалами Николаевской, Казанской и Ярославской железных
дорог была местом, где приезжающие могли найти транспорт для дальнейших поездок
и недорогие гостиницы. Здесь стояли извозчики, проходили вагоны конной железной
дороги. Реклама настоятельно рекомендовала снять «недорогие и довольно чистые номера»
в гостинице «Отель-Рояль» на Мясницкой близ Почтамта, или «роскошные номера» в «Славянском
базаре» на Никольской, «Метрополе» на Театральной площади, или «Лоскутной» на Тверской,
посетить знаменитый ресторан «Яръ».
Первоначально на пути до Сергиева было устроено несколько больших
станций: Мытищи-станция IV класса, Пушкино - станция III класса, Талицы - станция
IV класса, Хотьково - станция III класса.
|