» Предисловие
» От села к городу
» Мытищи сегодня
» Флаг города
» Водопровод
» Железная дорога
» Метровагонмаш
» Фотоархив
» Промысел
» Музей
» Карта
Железная дорога.


С 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергеева Посада, на первое время по два раза в день. Впрочем, в случае большого стечения желающих ехать, через три четверти часа после обыкновенных поездов могут быть отправлены случайные поезда. Часы отъезда: из Москвы в 7 ч утра и в 1 ч пополудни. Из Сергиева Посада: в 10 ч утра и в 6 ч вечера. Цены местам I кл., II кл. и III кл. до Сергиева Посада - 2 р., 1 р. 50 к. и 80 к. Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает господ акционеров, что в субботу, 18 августа, в 11 ч. утра будет освящение дороги и станции.

Объявление в газете. 17 августа 1862 года.

Идея строительства железнодорожного пути из Москвы в Ярославль через Троице-Сергиевский посад была высказана профессором Московского университета Федором Васильевичем Чижовым. Разносторонне одаренный человек-журналист, писатель, искусствовед, инженер, физик, финансист, предприниматель, благотворитель - Чижов был инициатором создания в Москве Купеческого общества взаимного кредита, издателем «Вестника промышленности». Он верил, что путь возвышения России возможен только при развитии технического прогресса в русской глубинке, в немалой степени при по мощи отечественной промышленности и коммерции. Идея строительства магистрали, опираясь на русские капиталы и по мощь русских специалистов, была под креплена достоверным экономическим обоснованием. Проектом заинтересовались московские деловые круги. Особое участие в организации дела приняли предприниматель, выходец из Костромы В.А. Кокороев и И.Ф. Мамонтов, отец знаменитого мецената Саввы Мамонтова. Расчетливый московский купец Мамонтов частенько сам сиживал у Крестовской заставы, где начинался знаменитый Троицкий путь, проверяя официальные подсчеты. За год около 500 тысяч человек проходили паломническим путем до Лавры. И еще более 150 тысяч человек проезжало в каретах, дилижансах и телегах, а клади перевозилось до 4 миллионов пудов. Статистика была многообещающей, сулящей немалые прибыли.

Фотооткрытка.

    Акционерное общество Московско-Ярославской железной дороги стало первым в России частным предприятием для строительства железной дороги без участия иностранного капитала. 29 мая 1859 года был опубликован устав Общества, председателем его стал Ф.В. Чижов. В следующем году было начато грандиозное строительство одноколейного пути с возведением мостов и путепроводов на всем протяжении в 65 верст. Пробная поездка по новопостроенной линии была совершена 22 июля 1862 года. Инженеры во главе с директором-учредителем полковником М. Богомольцем совершили инспекцию пути. Поезд, вышедший из Москвы, состоял из паровоза с тендером и платформой, на которой установлена была палатка. Через несколько дней дорогу инспектировали директора компании. На конечной станции отслужили молебен. Официальная комиссия освидетельствовала Ярославскую дорогу и заключила, что «рельсовый путь» хорош, мосты прочны. Водоснабжение обеспечено. Телеграф в действии, станционные дома удовлетворительны для приема пассажиров...» Вскоре были подписаны все необходимые документы и получено разрешение на эксплуатацию дороги. В газетах разместили сообщение о ее открытии. Торжественное мероприятие прошло 18 августа 1862 года. 31 августа по вновь открытому пути до Троицы проехал митрополит Московский и Коломенский Филарет, тем самым показав пример многим тысячам богомольцев, традиционно ходивших до Троицы пешком.

      Первоначально поезда выходили в 7 утра и 10 вечера из Москвы и отправлялись в обратный путь в 10 утра и в 6 вечера. Для нужд железной дороги было закуплено 8 паровозов фирмы «Борзинг» и пассажирские вагоны известных немецких фирм. Но уже в 1896 году специально для Московско-Ярославско-Архангель-ской дороги на Невском заводе были выпущены пассажирские паровозы типа 1-3-0, серии «А», с 1912 года выпускались паровозы специальной серии «Я». Из 150 таких паровозов 43 эксплуатировались на Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. Дорога оставалась одноколейной до 1870 года.
    Путь от Москвы на север по железной дороге начинался, как и теперь, от Ярославского вокзала, первое здание которого было построено в соответствии с регламентом в одну линию с соседним Николаевским вокзалом (ныне Ленинградским). Скромное здание с залами для пассажиров I и II классов спроектировал архитектор Роман Иванович Кузьмин, его помощником был С.Л. Шустов. Возведение вокзала, строившегося с 1859 по 1862 годы, завершило постройку первого участка железной дороги до Троицы. Спустя несколько лет возросший поток пассажиров потребовал значительных изменений. 19 декабря 1904 года было совершено освящение «заново перестроенного и значительно расширенного здания Московского вокзала Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги». Новое сооружение по объему более чем в три раза превышало прежнее, его архитектором был знаменитый зодчий Федор Осипович Шехтель. Роскошная постройка в стиле «модерн» была украшена

Билет.
панно художника Константина Коровина, первоначально написанными для павильона «Север» на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Они изображали быт далекого севера: лодки поморов и охоту на моржей, северное сияние и оленьи упряжки. В 1907 году вокзал получил название «Северного» вместе с переименованием железнодорожной сети в Северные железные дороги.
    Еще недавно здесь, на окраине Москвы, проходили народные гулянья и военные маневры, начинались дачные места, но уже в конце XIX века располагались железнодорожные мастерские, товарная станция Московско-Ярославской желез¬ной дороги. Каланчевская площадь с тремя вокзалами Николаевской, Казанской и Ярославской железных дорог была местом, где приезжающие могли найти транспорт для дальнейших поездок и недорогие гостиницы. Здесь стояли извозчики, проходили вагоны конной железной дороги. Реклама настоятельно рекомендовала снять «недорогие и довольно чистые номера» в гостинице «Отель-Рояль» на Мясницкой близ Почтамта, или «роскошные номера» в «Славянском базаре» на Никольской, «Метрополе» на Театральной площади, или «Лоскутной» на Тверской, посетить знаменитый ресторан «Яръ».
    Первоначально на пути до Сергиева было устроено несколько больших станций: Мытищи-станция IV класса, Пушкино - станция III класса, Талицы - станция IV класса, Хотьково - станция III класса.
© Hightlander    Наверх